Украинские колеса притормозят пошлинами. Российские металлурги избавляются от конкурентов.

vagon_zernovoz_4Как стало известно “Ъ”, украинская компания «Интерпайп» Виктора Пинчука может получить антидемпинговую пошлину в размере 34,22% при поставках цельнокатаных колес в Евразийский экономический союз (ЕАЭС). На конкурента пожаловались российские Evraz и ОМК. Металлурги уверены, что для рынка ЕАЭС хватит внутренних мощностей, но потребители всерьез опасаются дефицита и быстрого роста цен, считая даже текущее их повышение на конкурентном рынке неадекватным.

Департамент защиты внутреннего рынка Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) насчитал 34,22% демпинговой маржи «Интерпайпу» Виктора Пинчука при продажах цельнокатаных колес (ЦКК) в ЕАЭС в 2016 году. Реше

ние о введении пошлины должно быть принято в течение полутора месяцев. На «Интерпайп» приходится более 99% импорта колес в ЕАЭС. Расследование проводилось по заявлению Выксунского метзавода (ВМЗ, мощность 850 тыс. колес в год), входящего в ОМК Анатолия Седых, и Нижнетагильского меткомбината (НТМК, 550 тыс. колес) Evraz Романа Абрамовича и партнеров. На них в 2013–2016 годах приходилось 97% выпуска колес в ЕАЭС, еще 3% было у казахского «Проммашкомплекта». Жалоба подана в декабре 2016 года, заявители настаивают на увеличении пошлины для «Интерпайпа» с 4,75% до 51%.

Объем потребления ЦКК в ЕАЭС в 2016 году — 243 тыс. т (рост на 14% к 2015 году), объем выпуска — 234,7 тыс. (рост на 7%), а импорта — 57,2 тыс. т (рост на 47%). Исходя из закупочных цен ТД РЖД в 60 тыс. руб. за 1 т, указанных в документе, объем рынка ЕАЭС составлял около 14,6 млрд руб. В «Интерпайпе» колеса выпускает Нижнеднепровский трубопрокатный завод (НТЗ), который в 2016 году продал 76 тыс. т ЦКК (на 7,4% меньше, чем в 2015 году). Если «Интерпайп» был единственным поставщиком импортных ЦКК, в 2016 году его доля достигала почти 24%.

Как украинским металлургам выставили пошлины на поставки труб и ферросплавов в ЕАЭС

Как украинским металлургам выставили пошлины на поставки труб и ферросплавов в ЕАЭС

В докладе ЕЭК отмечается, что долларовая цена на украинские колеса упала в период расследования год к году на 7,3%. При этом комиссия сочла, что в ответе на опросник «Интерпайп» предоставил недостоверные данные о марже продаж в РФ через «связанную компанию» «Интерпайп-М», поэтому опирался на данные отчетности украинского «Интерпайп НТЗ».

Источник “Ъ” в компании-потребителе ЦКК еще в ноябре 2017 года, когда ЕЭК проводила слушания по делу, заявлял, что повышение пошлин для «Интерпайпа» может привести к дефициту колес в РФ. По его расчетам, при совокупной мощности ВМЗ и НТМК 1,4 млн штук ЦКК в год около 560 тыс. единиц идет вагоностроителям, еще 280 тыс. штук экспортируется, а вагоноремонтным компаниям остается 560 тыс. колес в год при их ежегодной потребности 1,45 млн штук. Глава совета потребителей при ОАО РЖД Илья Южанов в конце ноября писал первому вице-премьеру Игорю Шувалову, что уже сейчас пошлины для «Интерпайпа» составляют 9,75% (с учетом ввозной), а искусственное ограничение конкуренции приведет к монопольному повышению цен. С января 2016-го по ноябрь 2017 года цена на ЦКК у игроков РФ выросла на 30%, а стоимость колес «Интерпайпа» «следует за ценой, установленной российскими производителями», отмечал господин Южанов.

За 2016 год цены на колесные пары повысились на треть

За 2016 год цены на колесные пары повысились на треть

Источник “Ъ” среди металлургов РФ говорит, что с 2013 по 2016 год «Интерпайп» увеличил долю рынка с 10% до 24% за счет демпинга, а российские игроки до конца 2016 года сдерживали цены, несмотря на рост себестоимости и инвестиций в модернизацию. В 2018 году для рынка ЕАЭС вполне хватит существующих мощностей, полагает он, тем более что «Проммашкомплект» с середины 2018 года введет дополнительные мощности на 200 тыс. ЦКК в год, а «Интерпайп», скорее всего, не уйдет совсем с рынка союза. Рынок цикличный, отмечает собеседник “Ъ”: в 2013–2016 годах совокупные мощности игроков были загружены менее чем на 50%, в конце 2016-го наметился рост рынка, но уже с начала 2019 года, вероятно, произойдет спад потребления на два-три года.

В ОМК заявили, что приветствуют «справедливое решение ЕЭК», в Evraz отказались от комментариев. В «Интерпайпе» не ответили на звонки и запрос “Ъ”. В ассоциации «Русская сталь» (объединяет металлургов РФ) заявили, что поддерживают меры «устранения недобросовестной конкуренции, которую “Интерпайп” на протяжении многих лет применяет как на рынке ЕАЭС, так и на рынках третьих стран, например в США и ЕС».

«Сегодня потребность в колесе — 1,2–1,3 млн штук, а потенциал наших производителей — 1,1 млн, хотя заявляют большие мощности,— говорит источник “Ъ” среди потребителей.— Соответственно, ценник растет неадекватно — с 19 тыс. до 33 тыс. руб.». В Объединении вагоностроителей подчеркнули, что не являются сторонниками введения антидемпинговых пошлин, поскольку они сразу сказываются на цене на вагоны, и заинтересованы в широком круге поставщиков.

kommersant.ru