Россияне пересядут в "Жигули"

avto99_Во второй половине декабря россияне опустошили автосалоны подчистую. Те, кто планировал приобрести машину в 2015-м, срочно решили купить ее в 2014-м. Это неизбежно скажется на рынке автодилеров. Стабилизация на нем в лучшем случае может произойти к осени

Генеральный директор "Auto-Dealer-СПб" Михаил Чаплыгин отмечает, что декабрь был чрезвычайно урожайным для автомобильных дилеров.  "Возникла нездоровая ситуация. Из магазинов выгребли всю бытовую технику, из касс метро выгребли все жетоны, выгребли и все машины из салонов. Просто какое-то умопомешательство. Тем не менее свободных автомобилей в наличии нет. Да, это было на руку дилерам, но оптимизма нет. Все понимали, что картина нездоровая", — констатирует эксперт.

Он считает, что в первом квартале 2015 года продажи пойдут на спад — люди уже приобрели все, что хотели. Но это вовсе не означает, что цены снизятся — эксперты прогнозируют повышение стоимости машин. Но до определенного предела — импортеры тоже понимают, что деньги у населения могут в определенный момент закончиться. Чтобы привлечь покупателей, они запустят всевозможные скидочные акции.

"Падение продаж будет минимум на 20%. Это значит, что дилеры будут стараться держать минимальное количество автомобилей на складах. Ведь Центробанк повысил и ключевую ставку. Деньги для дилеров стали дороже. Держать в избытке машины на складах для того, чтобы просто платить с них проценты — в этом нет никакой выгоды. Дилеры будут "подсушивать" склады. Машин не будет в достаточном количестве", — рассуждает Чаплыгин.

Очевидно, что автосалоны будут сокращать персонал. В памятный всем "черный вторник" председатель Центробанка Эльвира Набиуллина сказала, что бизнес должен адаптироваться к новым условиям. А, как правило, все начинается именно с кадровых чисток.

По словам Чаплыгина, дилеры понимают, что им предстоит серьезное испытание — ни на первый, ни на второй квартал 2015 года они особых надежд не возлагают. Перспектива маячит где-то в районе третьего квартала. Но опять-таки все будет зависеть и от мер государственной поддержки, и от геополитической ситуации.

Автомобильный эксперт Виталий Новиков считает, что дилеры будут продавать больше машин с пробегом. То есть ориентироваться на автомобили, которые россияне могут себе позволить приобрести в данный момент. При этом в Петербурге закрываются два авторынка, в Автово и на проспекте Энергетиков. Этим не преминут воспользоваться салоны, которые постараются сыграть в сегменте "автомобиль с пробегом за 200 — 600 тыс. рублей".

"В декабре был реализован отложенный спрос. Теперь клиентам надо будет привыкнуть к новым ценам. Дистрибьюторам необходимо стабилизировать стоимость автомобиля. Будет расти рынок подержанных машин. Прежде дилеры не уделяли ему особого внимания. Владелец машины мог продать ее и сам. Теперь же для дилеров это будет кусок хлеба, который можно назвать принципиальным. Отечественный же автопром будет себя чувствовать примерно так же, как и раньше. Все-таки доля западных комплектующих в нем заметная. Но отечественные автомобили продаются хорошо. Другое дело, что потенциальные покупатели машин российской сборки сделают тот же выбор, что и потенциальные покупатели иномарок. Они отложат покупку нового автомобиля и продолжат эксплуатировать имеющийся", — считает Новиков.

Другое дело, что покупатель подержанной машины вскоре разочаруется в своем приобретении. Он обнаружит, что автомобиль надо чинить, а стоимость деталей и ремонта выросла. Прогорев на переплате, клиент вновь устремится в салон за новым авто. Главное, чтобы к этому времени стабилизировался рынок и не было скачущих цен.

Заместитель председателя Всероссийского общества автомобилистов, руководитель Санкт-Петербургского городского и Ленинградского областного отделения Валерий Солдунов считает, что, если рынок подержанных автомобилей активизируется, то незначительно. На нем также будет наблюдаться дефицит машин. Ситуация накалена. В декабре можно было утром позвонить по телефону и договориться о том, чтобы посмотреть машину, а уже днем узнать, что она продана. Закрытие авторынков в Автово и на проспекте Энергетиков тоже не должно оказать серьезного влияния. Все-таки большинство машин с пробегом сегодня продаются через Интернет.

"Все понимают, что цены пойдут вверх. Это ведь видно по сетевым магазинам. Сколько именно будут стоить автомобили? Сейчас трудно давать такой прогноз. Для того, чтобы машины раскупались, необходимо чтобы у людей были деньги. Сегодня же не у всех эти деньги есть. Хотелось бы, чтобы рынок стабилизировался в ближайший месяц-два. Но быстрых закупок в январе не будет, это точно", — рассказал Солдунов.

При этом эксперт считает, что сложившаяся ситуация выгодна отечественному автопрому. Клиент будет поставлен перед выбором: потратить 150 — 250 тыс. рублей на подержанный автомобиль престижной марки или за эту же сумму приобрести новое российское авто. Поскольку без проблем в последующей эксплуатации б/у машины обойтись невозможно, то выбор обусловлен фразой: "пусть отечественное, но новое".

Росбалт