Ведущая организация в России,
специализирующаяся на вопросах
торговой политики и права

Новости

12 марта 2020

ВТО закрыла вагонам путь.

В минувший четверг орган по разрешению споров (ОРС) Всемирной торговой организации (ВТО) утвердил февральское решение апелляционного ведомства ВТО по спору России и Украины о поставке украинской железнодорожной техники в РФ. Бессрочный запрет на ввоз локомотивов, вагонов и стрелочных переводов украинского производства после многолетних споров признан обоснованным и продолжает действовать.

«По итогам апелляции, поданной Украиной, решение третейской группы, по сути осталось неизменным. Все экономически значимые претензии Украины к действиям российских органов по сертификации признаны необоснованными», – отмечается на сайте Минэкономразвития. Как говорится в пресс-релизе Министерства экономического развития, представляющего Россию в ВТО, в ведомстве это считают победой.

«С момента введения запрета никаких крупных поставок с Украины не было, как вагонов, так и комплектующих. Тем не менее, по моей оценке, сейчас российские заводы вполне обеспечивают необходимые объёмы техники. Высоким спросом украинская продукция пользоваться не будет. Конечно, луганские тепловозы со времён СССР по-прежнему курсируют сейчас по сети ОАО «РЖД», но в новой технике нет нужды на российском рынке», – считает вице-президент Объединения производителей железнодорожной техники (ОПЖТ) Владимир Матюшин.

Оценить количество подвижного состава украинского производства, эксплуатируемого сейчас на российской сети, вице-президент ОПЖТ не смог. Однако отметил, что большинство железнодорожной техники, которая до сих пор в эксплуатации, – это магистральные тепловозы.

Напомним, ещё в 2013 году Россия ввела ограничения на поставку украинских вагонов разных типов, локомотивов, а также железнодорожных комплектующих, в частности стрелочных переводов. Ограничения ввели из-за претензий к безопасности железнодорожной техники украинского производства. В период 2008–2012 годов часто наблюдались ситуации схода вагонов из-за низкого качества комплектующих – боковых рам и другого литья. Как ранее писал «Гудок», результатом низкого качества изготовления литья становится вывод из эксплуатации вагонов, проведение их досрочного планового ремонта, в ходе которого производится замена некачественных боковых рам.

Например, в 2012 году ОАО «Азовмаш» из эксплуатации вывело более 4,5 тыс. вагонов из-за ненадлежащего качества комплектующих подвижного состава. Годом ранее в Казахстане произошёл сход 24 вагонов из-за излома боковой рамы вагона производства Крюковского вагоностроительного завода. Также в 2012 году на перегоне Ук – Курят Восточно-Сибирской в грузовом поезде произошёл сход одного вагона (специализированной платформы для перевозки леса), причиной которого стал излом боковой рамы, произведённой Кременчугским сталелитейным заводом в 2007 году. Как ранее сообщал «Гудку» технический директор ООО «Первая транспортная компания» Алексей Шукшин, проблема не решается, даже несмотря на регулярные диалоги с руководителями вагоностроительных заводов. Между тем ненадёжная техника ведёт к длительным простоям и необоснованным финансовым потерям со стороны собственника вагонов.

Спустя год после введения запрета со стороны России, в 2014-м, российские сертификационные органы начали массово приостанавливать действие выданных ранее сертификатов соответствия украинских производителей, а также ограничили выдачу новых.

В свою очередь, украинская сторона посчитала эти меры необоснованными и в 2015 году подала на Россию иск в ВТО. Занимавшая в то время должность заместителя министра экономического развития и торговли Украины Наталья Никольская на брифинге правительства в октябре 2015 года сообщала, что ограничения со стороны России коснулись крупнейших производителей железнодорожной техники: Крюковского вагоностроительного завода, Днепропетровского завода стрелочных переводов, предприятия «Азовзагальмаш» и Харьковского машиностроительного завода.

В итоге в феврале 2020 года апелляционное ведомство ВТО встало на сторону России, а в марте ОРС это решение утвердил.

Для украинских вагоностроителей российский рынок являлся основным экспортным. По данным Федеральной таможенной службы России, стоимость ввезённых с Украины грузовых вагонов в 2013 году оценивалась в $1 млрд, в 2014 году сократилась до $163 млн, а в 2018‑м – до $27,4 млн.

wto.ru

 

Новости

    08 апреля 2020

    Терефталевой кислоте продлили нулевую ставку до конца 2021 года.

    08 апреля 2020

    Эпоксидные смолы для оптических волокон вынесены в отдельные позиции с нулевыми пошлинами.

    08 апреля 2020

    Совет ЕЭК до 30 июня обнулил пошлины на ввоз гречки, риса и лука.

  • Архив новостей