info@regfortrade.ru
Москва, ул.Радио, д. 24, корп. 2
Пн - Пт с 10:00 до 19:00
+7 (495) 197-69-70 Перезвонить
RU

Ведущая организация в России,
специализирующаяся на вопросах
торговой политики и права

Расчет демпинговой маржи и определение антидемпинговой пошлины

extra_toc

Содержание: [Скрыть]

Итогом проводимого антидемпингового расследования являются, как правило, установление антидемпинговой пошлины или добровольные обязательства экспортера, в случае если они приняты властями страны-импортера.

По общему правилу, размер антидемпинговой пошлины не может превышать доказанный уровень демпинговой маржи.

Соглашение по применению статьи VI ГАТТ 94 (далее – Соглашение ВТО по антидемпингу) устанавливает правила, регулирующие расчет демпинговой маржи.

Обычно Соглашение ВТО по антидемпингу требует либо сопоставления средневзвешенной нормальной стоимости со средневзвешенным значением всех сопоставимых экспортных цен, либо сопоставления нормальной стоимости и экспортной цены по сделкам (Статья 2.4.2 Соглашения).

Если структура экспортных цен содержит определенные закономерности, например, цены существенно отличаются в зависимости от покупателей, регионов или временных периодов (так называемый «нацеленный демпинг»), то может использоваться иной метод для сопоставления цен. В этой ситуации средневзвешенная нормальная стоимость может быть сопоставлена с экспортными ценами по отдельным сделкам. Однако орган, проводящий расследование, обязан представить разъяснения относительно того, почему такие различия не могут быть учтены при сопоставлении средневзвешенного значения со средневзвешенным значением или при сопоставлении сделки со сделкой в обычном порядке.

Возврат или возмещение

Соглашение ВТО по антидемпингу требует от стран-членов ВТО взимать антидемпинговые пошлины на недискриминационной основе на импорт из всех источников, которые осуществляют демпинговые поставки и являются причиной ущерба отрасли экономики импортирующего государства. Исключения могут быть сделаны лишь экспортерам, ценовые обязательства которых были приняты властями страны-импортера.

Размер собираемой антидемпинговой пошлины не может превышать доказанную демпинговую маржу, но может быть установлен на более низком уровне.  

В Соглашении ВТО по антидемпингу определены механизмы, ограничивающие взимание чрезмерных антидемпинговых пошлин. Выбор механизма зависит от процесса взимания пошлин. В случае уплаты чрезмерных антидемпинговых пошлин, они подлежат возврату плательщику.

Индивидуальная демпинговая маржа экспортеров

Соглашение ВТО по антидемпингу требует, чтобы при введении антидемпинговых пошлин демпинговая маржа рассчитывалась для каждого экспортера. Однако на практике это возможно не во всех случаях. Соглашение ВТО по антидемпингу позволяет органу, проводящему расследование, ограничивать число рассматриваемых экспортеров, импортеров или поставок, рассматриваемых индивидуально, и устанавливать антидемпинговую пошлину на неисследованные источники на основе средневзвешенной демпинговой маржи, установленной для фактически рассмотренных экспортеров или производителей.

Органу, проводящему расследование, запрещается включать в расчет этой средневзвешенной демпинговой маржи демпинговую маржу, если она  является минимальной, нулевой или основанной на доступных фактах, а не на полном расследовании. Органы должны рассчитывать индивидуальную маржу для любого экспортера или производителя, который предоставляет необходимую информацию в ходе расследования.

Новые экспортеры

Соглашение ВТО по антидемпингу содержит правила определения антидемпинговых пошлин для производителей или экспортеров, которые не являлись источниками импорта, рассмотренными в период расследования.

В этом случае орган, проводящий расследование, обязан провести ускоренное рассмотрение для определения индивидуальной демпинговой маржи конкретно для такого «нового экспортера».

Определение ущерба и причинно-следственной связи.

Аналогичный товар

Определение аналогичного товара

В начале каждого антидемпингового расследования важно определить отечественный «аналогичный товар». Аналогичный товар определяется в статье 2.6 Соглашения ВТО по антидемпингу как «товар, который идентичен, т.е. во всех отношениях схожий с данным товаром, или, в отсутствие такого товара, другой товар, который, не будучи схожим во всех отношениях, имеет характеристики, близкие к характеристикам данного товара».

Доказывание аналогичности включает в себя сначала изучение импортируемого товара или товаров, предположительно ввозимых на условиях демпинга, а затем установление того, какой товар или товары, произведенные внутри страны, являются подходящими «аналогичными товарами».

Решение в отношении аналогичного товара имеет важное значение поскольку оно является основой для определения того, какие компании составляют отечественную отрасль, а это, в свою очередь, определяет рамки всего расследования и установления ущерба и причинно-следственной связи.

Отечественная отрасль

Определение

Под термином «отечественная промышленность» (или «отечественная отрасль») в статье 4 Соглашения ВТО по антидемпингу понимаются «отечественные производители аналогичного отвара или те из них, чье совокупное производство данных товаров составляет основную часть всего отечественного производства этих товаров».

Связанные отечественные производители

В Соглашении ВТО по антидемпингу признается, что при определенных обстоятельствах может быть нецелесообразно включать всех производителей аналогичного товара в отрасль национальной экономики.

Поэтому разрешается исключать  отечественных производителей, связанных с экспортерами или импортерами, в отношении которых проводится расследование, и производителей, которые сами являются импортерами предположительно демпинговой продукции.

Соглашение предусматривает, что производитель может считаться «связанным» с экспортером или импортером предположительно демпинговой продукции, если между ними присутствуют отношения контроля и эти взаимоотношения приводят к тому, что отечественный производитель ведет себя иначе, чем другие производители.

Ущерб

Виды ущерба

В Соглашении ВТО по антидемпингу указывается, что для введения антидемпинговых мер орган, проводящий расследование, должен установить наличие ущерба отечественной отрасли.

Под термином «ущерб» в Соглашении понимается одно из следующих:

  1. материальный ущерб, причиненный отечественной промышленности;

  2. угроза материального ущерба для отечественной промышленности;

  3. существенная задержка в развитии отечественной промышленности.

Основные требования к определению материального ущерба

В Соглашении ВТО по антидемпингу не дается определения понятия «материальный».

Необходимо, однако, чтобы определение ущерба основывалось на позитивных доказательствах и предполагало объективное изучение:

  1. объема демпингового импорта и влияния демпингового импорта на цены на внутреннем рынке аналогичных товаров;

  2. последующего воздействия демпингового импорта на отечественных производителей аналогичных продуктов.

В статье 3 Соглашения ВТО по антидемпингу содержится ряд конкретных дополнительных факторов, которые следует учитывать при оценке этих двух основных элементов, но не дается подробных указаний на то, каким образом следует оценивать эти факторы или устанавливать причинно-следственную связь.

Основные требования к определению угрозы материального ущерба

В Соглашении ВТО по антидемпингу излагаются факторы, подлежащие рассмотрению при оценке угрозы материального ущерба.

К их числу относятся темпы роста демпингового импорта, производственные мощности экспортера (экспортеров), вероятные последствия от демпинговых цен на импорт и товарные запасы.

Однако никаких дальнейших пояснений относительно этих факторов и их оценки не приводится.

В то же время в Соглашении уточняется, что определение угрозы материального ущерба должно основываться на фактах, а не только на утверждениях, предположениях или отдаленной вероятности того, что демпинговый импорт может причинить материальный ущерб. Обстоятельства, которые приведут к ущербу от демпингового импорта должны быть четко видны и неизбежны.

Элементы анализа

Рассмотрение влияния демпингового импорта на объемы поставок

Соглашение ВТО по антидемпингу требует, чтобы орган, проводящий расследование, проводил изучение вопроса о том, было ли значительное увеличение объема демпингового импорта в абсолютном или относительном выражении по сравнению с производством или потреблением отечественной промышленности.

Рассмотрение ценового воздействия демпингового импорта

Соглашение ВТО по антидемпингу требует от органа, проводящего расследование, рассмотрения вопроса о том, имело ли место значительное ценовое воздействие со стороны цен демпингового импорта по сравнению с ценой аналогичного товара импортирующего участника.

Орган, проводящий расследование, должен также рассмотреть вопрос о том, оказывает ли демпинговый импорт существенный понижающий эффект на цены или на предотвращение роста цен, которое в противном случае имело бы место.

Оценка воздействия демпингового импорта на объем и цены

В Соглашении ВТО по антидемпингу говорится, что никакой из указанных в нем факторов или их совокупность не могут иметь решающее значение.

В Соглашении не уточняется, каким образом орган, проводящий расследование, должен оценивать воздействие демпингового импорта на объем и цены, а лишь отмечается, что необходимо учитывать это воздействие.

Таким образом, каждому органу, проводящему расследование, приходится разрабатывать собственные аналитические методы оценки этих факторов. Поскольку никакой из указанных факторов или их совокупность не являются решающими для вынесения оценки о воздействии демпингового импорта, в каждом конкретном случае орган, проводящий расследование, должен оценивать, какие факторы являются релевантными, а какие нет.

Анализ воздействия демпингового импорта на отечественную промышленность

В Соглашении ВТО по антидемпингу указывается, что при изучении воздействия демпингового импорта на отечественную промышленность власти должны оценить все соответствующие экономические факторы, влияющие на ее состояние.

В Соглашении перечислен ряд факторов, которые необходимо учитывать, включая фактическое или потенциальное снижение продаж, прибыль, объемы производства, доли рынка, производительность, отдачу от инвестиций, загрузку производственных мощностей, фактическое или потенциальное влияние на движение денежных средств, товарные запасы, занятость персонала, уровень заработной платы,  способность привлекать капитал или инвестиции, а также величину демпинговой маржи.

Однако этот перечень не является исчерпывающим и другие факторы также могут считаться релевантными и рассматриваться при оценке состоянии отечественной промышленности.

Кроме того, в Соглашении ВТО по антидемпингу не уточняется, какой именно из этих факторов является решающим для заключения органа, проводящего расследование, о наличии материального ущерба национальной отрасли экономики.

Доказательство причинно-следственной связи

Соглашение ВТО по антидемпингу требует демонстрации наличия причинно-следственной связи между демпинговым импортом и ущербом для отечественной промышленности.

Эта демонстрация должна основываться на изучении всех соответствующих доказательств. Однако Соглашение не приводит конкретных указаний, каким образом следует оценивать соответствующие доказательства и не указывает, какие именно факторы должны быть рассмотрены.

Статья 3.5 Соглашения ВТО по антидемпингу требует в то же время, чтобы были изучены все известные факторы, помимо демпингового импорта, которые могут причинять ущерб. Приводятся примеры таких факторов (например, изменения в структуре спроса и изменения в технологии), которые могут иметь значение, и уточняется, что ущерб, причиненный такими факторами, не относится к демпинговому импорту.

Таким образом, орган, проводящий расследование, должен самостоятельно разработать аналитические методы для определения доказательств, которые  могут быть релевантными в каждом конкретном случае, и оценивать эти доказательства, принимая во внимание все факторы, которые могут причинять ущерб отечественной отрасли экономики.

Совокупный анализ

Совокупный анализ касается учета демпингового импорта из более чем одной страны и проведения оценки ущерба отечественной промышленности от такого демпингового импорта.

Очевидно, что рассмотрение поставок из нескольких стран ведет к увеличению объемов импорта, влияние которого на отечественную отрасль подлежит оценке, и следовательно, существует большая вероятность заключения о материальном ущербе для национальной отрасли экономики.

Практика совокупного анализа была предметом многочисленных споров в рамках Токийского раунда и в ходе переговоров при принятии Соглашения ВТО по антидемпингу.

Статья 3.3 Соглашения ВТО по антидемпингу устанавливает условия, при которых может быть проведена совокупная оценка последствий демпингового импорта из более чем одной страны. Власти должны установить, что демпинговая маржа каждой из стран не является минимальной, что объем импорта из каждой страны не является незначительным, что совокупная оценка соответствует условиям конкуренции между импортными товарами и отечественным аналогичным товаром.

Сбор пошлин

Введение и взимание пошлин

В статье 9 Соглашения ВТО по антидемпингу закреплен общий принцип, согласно которому введение антидемпинговых пошлин не является обязательным, даже если по результатам антидемпингового расследования было установлено наличие демпинга, материального ущерба, их взаимосвязи и соблюдены все остальные требования к их введению.

В Соглашении также говорится о желательности применения правила «меньшей пошлины». В соответствии с этим правилом властям рекомендуется устанавливать размер антидемпинговой пошлины ниже, чем демпинговая маржа, если этот уровень достаточен для устранения ущерба.

Кроме того, Соглашение содержит правила, которые ограничивают установление антидемпинговых пошлин сверх доказанной демпинговой маржи, а также правила применения антидемпинговых пошлин к новым импортерам.

Пересмотр и публичное оповещение

Продолжительность, прекращение и пересмотр антидемпинговых мер

Статья 11 Соглашения ВТО по антидемпингу устанавливает правила в отношении срока действия антидемпинговых пошлин и требования в отношении периодического пересмотра действующих антидемпинговых пошлин или ценовых обязательств, если существует такая необходимость.

Эти требования были введены в ответ на озабоченности членов ВТО практикой некоторых стран вводить антидемпинговые пошлины на неопределенный срок.

Требование о «предельном сроке» устанавливает, что демпинговые пошлины прекращаются не позднее чем через пять лет после их первого применения, если только в ходе повторного расследования до этой даты не будет установлено, что истечение срока действия пошлины может привести к продолжению или возобновлению демпинга и причинению ущерба. Пятилетний срок также применяется к ценовым обязательствам.

В Соглашении также содержится требование по пересмотру действующих антидемпинговых мер по запросу заинтересованной стороны.

Публичное уведомление

В статье 12 Соглашения ВТО по антидемпингу содержатся требования к органу, проводящему расследования, о публичном уведомлении о начале расследования, предварительных и окончательных решениях и принятых ценовых обязательствах.

Публичное уведомление должно раскрывать неконфиденциальную информацию, касающуюся сторон расследования, товара, демпинговой маржи, фактов, выявленных в ходе расследования, и оснований для принятия властями решений, включая основания для принятия и отклонения соответствующих аргументов или требований, выдвинутых экспортерами или импортерами.

Требования к публичному уведомлению призваны повысить транспарентность решений органа, проводящего расследования, и, как следствие, степень доверия к ним.

  • Антидемпинговые меры

    Антидемпинговые меры широко используются для защиты внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции. Антидемпинговые меры вводятся преимущественно в виде антидемпинговых пошлин.
  • Ограничения экспорта и импорта

    Использование запретов и количественных ограничений экспорта и импорта в условиях членства в ВТО значительно усложнилось, но остается возможным.
  • Лицензирование

    Лицензирование применяется при экспорте и (или) импорте отдельных видов товаров, если в отношении этих товаров введены: количественные ограничения; исключительное право; разрешительный порядок.
  • Корректировка ставок таможенных пошлин

    Корректировка ставок ввозных таможенных пошлин позволяет снизить или повысить ставки таможенных пошлин, взимаемых при ввозе или вывозе товаров.
  • Арбитражные споры по вопросам ВТО

    В Российской Федерации в последние годы стала складываться практика рассмотрения в арбитражных судах дел об оспаривании действий и решений органов власти, противоречащих правилам ВТО.
  • Специальные защитные меры

    Специальная защитная мера применяется в отношении резко возросшего импорта на территорию ЕАЭС. Специальная защитная мера применяется в виде квоты или пошлины.

← Вернуться к списку услуг

Остались вопросы?

Заполните форму и наши специалисты свяжутся с вами
С политикой конфиденциальности ознакомлен и согласен

Новости