info@regfortrade.ru
Москва, ул.Радио, д. 24, корп. 2
Пн - Пт с 10:00 до 19:00
+7 (495) 197-69-70 Перезвонить
RU

Ведущая организация в России,
специализирующаяся на вопросах
торговой политики и права

Специальные защитные меры

extra_toc

Специальные защитные меры применяются как инструмент защиты отечественных производителей в случае возросшего импорта.

Специальные защитные меры разрешены правилами ВТО и являются достаточно распространенным в мире инструментом борьбы с возросшим импортом. Их отличие от антидемпинговых мер состоит в том, что антидемпинговые меры направлены на борьбу с недобросовестной конкуренцией в виде демпинга, в то время как специальные защитные меры применяются в отношении всего возросшего импорта, в том числе и от добросовестных поставщиков.

Основными последствиями роста импорта для национальных производителей являются:

  1. Снижение объемов производства на национальных предприятиях

  2. Снижение прибыли/рентабельности национальных предприятий

  3. Падение доли национальных товаров на внутреннем рынке и иные.

Специальные защитные меры – эффективный инструмент борьбы с возросшим импортом  

Специальная защитная мера применяется для предотвращения или устранения серьезного ущерба отрасли экономики государств-членов или угрозы его причинения, а также для облегчения процесса адаптации отрасли экономики государств-членов к меняющимся экономическим условиям.

Правила Всемирной торговой организации (ВТО) серьезно ограничивают использование тарифных и нетарифных мер защиты внутреннего рынка. Так, присоединение Российской Федерации к ВТО в 2012 году зафиксировало максимальный уровень ввозных таможенных пошлин («связанный тариф»), ограничило возможности использования квотирования, лицензирования импорта, введения мер технического регулирования.

Специальные защитные меры применяются в отношении товара, импортируемого на таможенную территорию Союза из экспортирующей третьей страны, независимо от страны его происхождения, т.е. как правило применяются в отношении всего импорта.

Специальные защитные меры вводятся сроком до 4 лет с возможностью продления еще один раз на 4 года. Общий срок действия специальной защитной меры, включая срок действия предварительной специальной пошлины и срок, на который продлевается действие специальной защитной меры, не должен превышать 8 лет.

В условиях членства в ВТО специальные защитные меры являются инструментом, который позволяет в определенных ситуациях ввести дополнительные ограничения в отношении возросшего импорта, но срок этих ограничений лимитирован.

Специальные защитные меры применяются посредством введения импортной квоты, специальной квоты или специальной пошлины, в том числе предварительной специальной пошлины.

Кто может обращаться за введением специальной защитной меры?

Специальная защитная мера вводится по результатам расследования, проведенного на основании Заявления заинтересованных отечественных производителей.

Заявление подается производителями аналогичного или непосредственно конкурирующего товара. Совокупная доля производства заявителей и поддержавших их предприятий должна составлять не менее 50-60% производства товара на территории ЕАЭС.

Как правило, для подачи заявления требуется заинтересованность крупных предприятий, представляющих отрасль. 

Желательно, чтобы производители представляли разные страны ЕАЭС.

Заявление должно содержать доказательства наличия возросшего импорта товара и серьезного ущерба отрасли экономики государств-членов или угрозы его причинения вследствие возросшего импорта товара. В Заявлении также должен быть приведен план мероприятий по адаптации отрасли экономики государств-членов к работе в условиях иностранной конкуренции в течение срока действия предлагаемой специальной защитной меры.

Под серьезным ущербом отрасли экономики понимается подтвержденное доказательствами общее ухудшение ситуации, связанной с производством аналогичного или непосредственно конкурирующего товара в государствах-членах, которое выражается в существенном ухудшении производственного, торгового и финансового положения отрасли экономики.

Заявление требует значительной подготовительной работы, обоснования всех выводов и документарного подтверждения приводимой информации. Как правило, на подготовку Заявления требуется от 4 месяцев и более.

Большое внимание при работе над Заявлением уделяется защите конфиденциальной информации.

Специальное защитное расследование

Специальное защитное расследование проводится Департаментом защиты внутреннего рынка ЕЭК, который также называют органом, проводящим расследование.

В ходе расследования необходимо доказать:

  1. Наличие возросшего импорта в ЕАЭС

  2. Наличие серьезного ущерба отрасли экономики ЕАЭС или его угрозы

  3. Наличие причинно-следственной связи между возросшим импортом и серьезным ущербом или его угрозы.

Как правило, специальное защитное расследование длится 12 месяцев.

В критических обстоятельствах, когда задержка применения специальной защитной меры привела бы к причинению ущерба отрасли экономики государств-членов, который будет трудно устранить впоследствии, Комиссия до завершения соответствующего расследования может принять решение о введении на срок, не превышающий 200 календарных дней, предварительной специальной пошлины.

В ходе расследования его участниками может быть запрошено проведение публичных слушаний, в ходе которых каждая из сторон имеет возможность изложить свои доводы, задать вопросы и ответить на вопросы ЕЭК и других участников расследования.

Важным частью расследования является доказательство наличия непредвиденных обстоятельств, которые привели к росту импорта в таких количествах и на таких условиях, что он причиняет или угрожает причинить серьезный ущерб отрасли экономики государств-членов ЕАЭС.

По результатам расследования принимается Решение ЕЭК о введении меры.

Нормативное регулирование специальных защитных расследований

Проведение расследований и введение специальных защитных мер регулируется следующими нормативно-правовыми актами:

  • Приложение 8 к Договору о Евразийском экономическом союзе «Протокол о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам»

  • Статья XIX ГАТТ «Чрезвычайные меры в отношении импорта отдельных товаров»

  • Соглашение по специальным защитным мерам

Чем мы можем помочь?

Специалисты Центра имеют богатый опыт участия в специальных защитных расследованиях и оказывают услуги по сопровождению расследований с момента подготовки и подачи заявления о применении специальной защитной меры до выхода доклада о результатах специального защитного расследования и принятия решения о введении меры.

Мы будем рады ответить на Ваши вопросы и предоставить более подробную информацию о подготовке Заявления и проведении расследования.

Другие услуги компании

  • Ограничения экспорта и импорта

    Использование запретов и количественных ограничений экспорта и импорта в условиях членства в ВТО значительно усложнилось, но остается возможным.
  • Специальные защитные антидемпинговые меры

    Специальная защитная мера применяется в отношении резко возросшего импорта на территорию ЕАЭС.
  • Корректировка ставок таможенных пошлин

    Корректировка ставок ввозных таможенных пошлин позволяет снизить или повысить ставки таможенных пошлин, взимаемых при ввозе или вывозе товаров.
  • Арбитражные споры по вопросам ВТО

    В Российской Федерации в последние годы стала складываться практика рассмотрения в арбитражных судах дел об оспаривании действий и решений органов власти, противоречащих правилам ВТО.
  •  

    Все услуги

← Вернуться к списку услуг

Остались вопросы?

Заполните форму и наши специалисты свяжутся с вами
С политикой конфиденциальности ознакомлен и согласен

Новости