info@regfortrade.ru
Москва, ул.Радио, д. 24, корп. 2
Пн - Пт с 10:00 до 19:00
+7 (495) 197-69-70 Перезвонить
RU

Ведущая организация в России,
специализирующаяся на вопросах
торговой политики и права

Cпециальные защитные меры импорта товаров

extra_toc

Содержание: [Скрыть]

Страна-член ВТО может временно ограничить импорт товара (принять «специальные защитные» меры), если отечественной промышленности наносит ущерб резкое увеличение импорта, или ей угрожает такой ущерб.

При этом ущерб должен быть серьезным. Специальные защитные меры всегда могли применяться в соответствии со статьей 19 ГАТТ. Однако они использовались редко, так как некоторые государства предпочитали защищать отечественную промышленность мерами так называемой «серой зоны». С помощью двусторонних соглашений, находящимися за пределами юрисдикции ГАТТ, они убеждали стран-экспортеров «добровольно» ограничивать экспорт или соглашаться на другие способы совместного разделения рынков. Соглашения такого рода заключались в отношении широкого спектра продукции: автомобилей, стали, полупроводников и многих других.

Специальные защитные меры ВТО

Создание ВТО кардинально изменило эту ситуацию. Оно запретило меры «серой зоны» и установило ограничения на срок действия всех защитных мер («положение об истечении срока действия»).

В Соглашении о защитных мерах говорится о том, что участники не должны принимать, поддерживать или требовать от других членов принимать какие-либо добровольные ограничения экспорта, соглашения о разделе рынков или другие аналогичные меры в отношении экспорта или импорта. Двусторонние меры, которые не были модифицированы в соответствии с Соглашением о защитных мерах, были постепенно отменены к концу 1998 года. Странам разрешили сохранить по одной из таких мер на еще один год (до конца 1999 года), но этим положением воспользовался только Европейский союз для ограничения импорта легковых автомобилей из Японии.

«Резкий рост» импорта, оправдывающий применение специальных защитных мер, может представлять собой реальное увеличение импорта (абсолютный рост) или увеличение доли импорта на сокращающемся рынке, даже если сам объем импорта не увеличился (относительный рост).

Соглашение ВТО о защитных мерах

Отрасли или компании могут требовать от государства принятия специальных защитных мер. Соглашение ВТО о защитных мерах устанавливает требования для проведения национальными органами расследований в целях введения специальных защитных мер. Основное внимание уделяется прозрачности и соблюдению установленных правил и норм, а именно, недопущению использования необоснованных методов. Органы, проводящие расследование, должны публично объявлять о проведении слушаний по делу и предоставлять заинтересованным сторонам возможности для представления доказательств. Доказательства должны включать аргументы, подтверждающие соответствие той или иной меры общественным интересам.

В Соглашении о защитных мерах устанавливаются критерии оценки «серьезности ущерба» или его угрозы, а также факторы, которые необходимо учитывать при определении воздействия импорта на отечественную промышленность.

Специальная защитная мера должна применяться лишь в той мере, в какой это необходимо для предотвращения или устранения серьезного ущерба и оказания помощи соответствующей отрасли при адаптации к изменяющимся условиям. В тех случаях, когда вводятся количественные ограничения (квоты), они, как правило, не должны приводить к сокращению объема импорта ниже среднегодового уровня за последние три репрезентативных года, для которых имеются статистические данные, если только не будет четко обосновано, что для предотвращения или устранения серьезного ущерба необходимо брать иной показатель.

Как правило, специальные защитные меры не могут быть направлены на импорт из конкретной страны. Однако в Соглашении о защитных мерах описывается, каким образом квоты могут распределяться между странами-поставщиками в исключительных обстоятельствах, когда импорт из некоторых стран увеличивается непропорционально быстро.

Условия и срок действия специальной защитной меры

Срок действия специальной защитной меры не должен превышать четырех лет, и может быть продлен до восьми лет при условии, что компетентные национальные органы установят необходимость применения такой меры и при наличии доказательств того, что отрасль адаптируется к изменяющимся условиям. Меры, введенные более года назад, должны постепенно смягчаться.

Когда страна ограничивает импорт, чтобы защитить внутренних производителей, она  должна дать что-то взамен. В Соглашении о защитных мерах говорится, что страна-экспортер (или страны-экспортеры) может добиваться компенсации путем консультаций.

Если соглашение не будет достигнуто, страна-экспортер может принять ответные эквивалентные меры; например, она может повысить тарифы на экспорт из страны, которая  применяет специальную защитную меру. В некоторых случаях стране-экспортеру приходится ждать три года после введения специальной защитной меры, прежде чем она сможет принять ответные меры, если эта специальная защитная мера соответствует положениям Соглашения о защитных мерах и если она принята из-за увеличения объема импорта из страны-экспортера.

В Соглашении о защитных мерах говорится, что экспорт развивающихся стран защищен от специальных защитных мер. Страна-импортер может применять специальную защитную меру к товару из развивающейся страны только в том случае, если развивающаяся страна поставляет более 3% импорта этого товара или если несколько развивающихся стран, доля импорта каждого из которых менее 3%, в совокупности составляют более 9% от общего объема импорта соответствующего товара.

Комитет ВТО по специальным защитным мерам контролирует действие Соглашения о защитных мерах и исполнение обязательств его членами. Государства должны сообщать о каждом этапе расследования и принятии соответствующих решений, а Комитет – рассматривать эти доклады.

  • Антидемпинговые меры

    Антидемпинговые меры широко используются для защиты внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции. Антидемпинговые меры вводятся преимущественно в виде антидемпинговых пошлин.
  • Ограничения экспорта и импорта

    Использование запретов и количественных ограничений экспорта и импорта в условиях членства в ВТО значительно усложнилось, но остается возможным.
  • Лицензирование

    Лицензирование применяется при экспорте и (или) импорте отдельных видов товаров, если в отношении этих товаров введены: количественные ограничения; исключительное право; разрешительный порядок.
  • Корректировка ставок таможенных пошлин

    Корректировка ставок ввозных таможенных пошлин позволяет снизить или повысить ставки таможенных пошлин, взимаемых при ввозе или вывозе товаров.
  • Арбитражные споры по вопросам ВТО

    В Российской Федерации в последние годы стала складываться практика рассмотрения в арбитражных судах дел об оспаривании действий и решений органов власти, противоречащих правилам ВТО.
  • Специальные защитные меры

    Специальная защитная мера применяется в отношении резко возросшего импорта на территорию ЕАЭС. Специальная защитная мера применяется в виде квоты или пошлины.

← Вернуться к списку услуг

Остались вопросы?

Заполните форму и наши специалисты свяжутся с вами
С политикой конфиденциальности ознакомлен и согласен

Новости