Специальный и дифференцированный режим
Развивающиеся страны-члены ВТО пользуются специальным и дифференцированным режимом в отношении специальных защитных мер других членов ВТО в виде исключения из под действия мер в отношении минимального объема импорта.
Также развивающиеся страны-члены пользуются специальным и дифференцированным режимом в отношении применения своих специальных защитных мер в части разрешенной продолжительности продления и повторного применения мер.
Исключения на минимальный импорт
Специальная защитная мера не применяется к небольшому объему импорта, осуществляемому из развивающихся стран-членов.
В тех случаях, когда импорт из одной развивающейся страны-члена составляет не более 3 процентов от общего объема импорта соответствующей продукции, а импорт данной продукции всех развивающиеся стран-членов в совокупности составляет не более 9 процентов то, такой импорт исключается из под действия меры.
Развивающиеся страны-члены как пользователи специальных защитных мер
Продление мер
При применении специальных защитных мер развивающиеся страны-члены могут продлевать действие мер еще на два года сверх обычно разрешенного срока (т.е. в общей сложности до шести лет).
Это означает, что развивающиеся страны могут применять специальные защитные меры в общей сложности 10 лет по сравнению с 8 годами в обычном случае.
Контроль и уведомления
В рамках действия многосторонней торговой системы контроль в отношении применения специальных защитных мер устанавливается на основе требований об уведомлении, а также путем создания Комитета по защитным мерам, которому поручено рассматривать уведомления о мерах.
Комитет по защитным мерам
Роль Комитета по защитным мерам заключается в мониторинге (и представлении докладов и рекомендаций Совету по торговле товарами) за выполнением Соглашения о защитных мерах, рассмотрении уведомлений членов, надзоре за соблюдения членами процедурных положений Соглашения о защитных мерах, оказании помощи в проведении консультаций, контроле за поэтапным отказом от ранее принятых мер, рассмотрении предлагаемых ответных мер и выполнении других функций, определенных Советом по торговле товарами.
Требования к уведомлениям
Уведомления о законодательной базе
Члены Комитета по защитным мерам обязаны уведомлять Комитет о своих законах, положениях и административных процедурах, касающихся специальных защитных мер, а также о любых изменениях к ним.
Уведомления о расследованиях и применении специальных защитных мер
Члены Комитета по защитным мерам обязаны уведомлять Комитет о возбуждении расследований в связи с наличием серьезного ущерба или угрозы ущерба, вызванных увеличением импорта, а также о решениях о применении или продлении действия специальных защитных мер.
Такие уведомления должны содержать информацию, на которой основаны принимаемые решения. В то же время в своих уведомлениях участники не обязаны раскрывать конфиденциальную информацию.
Перед применением или продлением действия специальной защитной меры члены должны предоставить возможность проведения консультаций с членами, которые имеют существенные интересы в качестве экспортеров рассматриваемой продукции.
Цели таких консультаций включают рассмотрение сложившейся ситуации, обмен мнениями о предлагаемых мерах и достижение понимания относительно сохранения соответствующих уровней уступок и обязательств. О результатах таких консультаций необходимо уведомить Комитет по защитным мерам.
Нотификация о предварительных мерах должна быть представлена до того, как предварительная мера будет введена. Консультации о предварительных мерах должны быть начаты сразу же после введения таких мер.
Результаты консультаций, среднесрочных обзоров принятых мер, любых форм уступок и/или предлагаемого приостановления уступок должны незамедлительно доводиться государством-членом до сведения Совета по торговле товарами через Комитет по защитным мерам.
Встречное уведомление
Члены имеют право на встречное уведомление о законах и регулировании, действиях или мерах, действующих в других государствах-членах в сфере специальных защитных мер.
Урегулирование споров
Консультации и споры, возникающие в связи с Соглашением о защитных мерах, должны проводиться в соответствии со статьями XXII и XXIII ГАТТ 1994 года и Договоренностью о правилах и процедурах разрешения споров ВТО.
-
Антидемпинговые меры
Антидемпинговые меры широко используются для защиты внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции. Антидемпинговые меры вводятся преимущественно в виде антидемпинговых пошлин. -
Ограничения экспорта и импорта
Использование запретов и количественных ограничений экспорта и импорта в условиях членства в ВТО значительно усложнилось, но остается возможным. -
Лицензирование
Лицензирование применяется при экспорте и (или) импорте отдельных видов товаров, если в отношении этих товаров введены: количественные ограничения; исключительное право; разрешительный порядок. -
Корректировка ставок таможенных пошлин
Корректировка ставок ввозных таможенных пошлин позволяет снизить или повысить ставки таможенных пошлин, взимаемых при ввозе или вывозе товаров. -
Арбитражные споры по вопросам ВТО
В Российской Федерации в последние годы стала складываться практика рассмотрения в арбитражных судах дел об оспаривании действий и решений органов власти, противоречащих правилам ВТО. -
Специальные защитные меры
Специальная защитная мера применяется в отношении резко возросшего импорта на территорию ЕАЭС. Специальная защитная мера применяется в виде квоты или пошлины.