info@regfortrade.ru
Москва, ул.Спартаковская, д.6, оф.30
Пн - Пт с 10:00 до 19:00
+7 (495) 197-69-70 Перезвонить
RU

Ведущая организация в России,
специализирующаяся на вопросах
торговой политики и права

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

Соглашение о защитных мерах

extra_toc

Соглашение о защитных мерах устанавливает правила применения специальных защитных мер в соответствии со статьей XIX ГАТТ 1994 года.

Специальные защитные меры определяются как «чрезвычайные» действия в отношении увеличения импорта конкретных товаров, когда такой импорт наносит серьезный ущерб или угрожает ущербом отечественной промышленности импортирующей страны-члена ВТО.

Такие меры принимают форму приостановления действия уступок или обязательств и могут иметь вид количественных ограничений на импорт или повышения пошлин до более высоких значений.

Основополагающие принципы Соглашения о защитных мерах заключаются в том, что специальные защитные меры должны носить временный характер. Они могут вводиться только в том случае, если импорт наносит серьезный ущерб или угрожает серьезным ущербом конкурирующей отечественной промышленности. Такие меры применяются на неизбирательной основе (т.е. на основе режима наибольшего благоприятствования или РНБ). Соглашение предусматривает их постепенное смягчение, а также выплату компенсации членам, торговля которых была затронута мерой.

Переговоры по Соглашению о защитных мерах велись потому, что договаривающиеся стороны ГАТТ все чаще применяли различные  меры «серой зоны» (двусторонние добровольные ограничения экспорта, соглашения об упорядоченном сбыте и аналогичные меры) для ограничения импорта некоторых товаров.

Эти меры не были введены в соответствии со статьей XIX и, таким образом, не подлежали контролю через ГАТТ, и законность таких мер в соответствии с ГАТТ была сомнительной.

В настоящее время Соглашение о защитных мерах запрещает использование таких мер и содержит конкретные положения об устранении мер, которые существовали на момент вступления в силу Соглашения о создании ВТО.

Соглашение о защитных мерах, которое применяется в равной степени ко всем членам, направлено на:

  1.  

    уточнение и укрепление норм ГАТТ, в частности норм статьи XIX;

  2.  

    установление контроля над мерами и отмену мер, которые выходят из-под контроля;

Структура Соглашения

Соглашение состоит из 14 статей и одного приложения.

В целом, Соглашение состоит из четырех основных частей:

  1. общие положения (статьи 1 и 2);

  2. правила, регулирующие применение членами новых защитных мер (т.е. тех, которые применяются после вступления в силу Соглашения о создании ВТО (статьи 3-9);

  3. правила, касающиеся ранее существовавших мер, которые применялись до вступления ВТО в силу (статьи 10 и 11);

  4. многосторонние обязательства и структуры по рассмотрению защитных мер (статьи 12-14).

  5. стимулирование структурной перестройки отраслей промышленности, на которых негативно сказывается рост импорта, способствующее повышению уровня конкуренции на международных рынках.

Зона действия Соглашения

В статье 1 установлено, что Соглашение о защитных мерах является инструментом, с помощью которого меры могут применяться в соответствии со статьей XIX ГАТТ 1994 года. Иными словами, любая мера, на которую распространяется действие статьи XIX ГАТТ (статья допускает приостановление уступок и обязательств ГАТТ в определенных «чрезвычайных» обстоятельствах), должна приниматься в соответствии с положениями Соглашения о защитных мерах.

Под действие Соглашения не подпадают меры, принятые в соответствии с другими положениями ГАТТ 1994 года, прочие многосторонние торговые соглашения, включенные в приложение 1A, или протоколы, соглашения или договоренности, заключенные в рамках ГАТТ 1994 года (статья 11.1(с)).

Условия применения специальных защитных мер

В статье 2 изложены условия (серьезный ущерб или угроза серьезного ущерба в результате увеличения импорта), при которых могут применяться специальные защитные меры. В ней также содержится требование о применении таких мер на основе режима наибольшего благоприятствования.

Правила, регулирующие новые специальные защитные меры (введенные после вступления в силу Соглашения о создании ВТО)

Требования к проведению расследований

Новые специальные защитные меры могут применяться только после проведения расследования компетентными органами в соответствии с ранее установленными процедурами.

Несмотря на то, что Соглашение о защитных мерах не содержит подробных процедурных регламентов, оно требует открытого публичного уведомления о расследовании и предоставления заинтересованным сторонам (импортерам, экспортерам, производителям и т.д.) возможности изложить свои мнения и ответить на мнения других сторон. В том числе, необходимо установить, соответствует ли специальная защитная мера общественным интересам.

Соответствующие органы обязаны публиковать доклад, в котором будут изложены и разъяснены выводы по всем соответствующим вопросам, в том числе подтверждение актуальности рассмотренных факторов.

Соглашение о защитных мерах также содержит конкретные правила обращения с конфиденциальной информацией в ходе расследования.

Основания для определения серьезного ущерба или угрозы его нанесения

Соглашение о защитных мерах определяет «серьезный ущерб» как существенное ухудшение положения отечественной промышленности. «Угроза серьезного ущерба» представляет собой угрозу, которая должна быть неотвратимой. Неотвратимость угрозы должна быть подтверждена фактами, а не просто утверждениями или догадками, и не быть чем-то отдаленным.

«Отечественную промышленность» составляют все производители аналогичной или непосредственно конкурирующей продукции, ведущие деятельность на территории государства-члена, или производители, которые в совокупности составляют значительную долю от общего объема внутреннего производства этой продукции.

При определении серьезного ущерба или угрозы серьезного ущерба органы, проводящие расследования, должны оценивать все значимые факторы, влияющие на состояние отрасли, и не должны учитывать ущерб от импорта, вызванный другими факторами.

К числу факторов, которые необходимо проанализировать, относятся абсолютные и относительные темпы и объемы роста импорта, доля рынка, занятая возросшим импортом, а также изменения в объемах продаж, производства, производительности, уровне загрузки производственных мощностей, прибыли и убытках, а также занятости в отечественной промышленности.

Применение мер

Специальные защитные меры могут применяться только в той мере, в какой это необходимо для исправления или предотвращения серьезного ущерба и облегчения адаптации национальной отрасли к изменяющимся условиям, с определенными ограничениями.

Если мера принимает форму количественного ограничения, то ее уровень не должен быть ниже фактического уровня импорта за последние три репрезентативных года, если нет основания для установления другого, более низкого уровня. Правила также касаются распределения долей квот между странами-поставщиками, выплаты компенсаций членам, торговля которых затронута мерой, и проведения консультаций с пострадавшими членами.

Максимальный срок действия любой специальной защитной меры составляет четыре года, если она не продлевается в соответствии с положениями Соглашения о защитных мерах. Действие той или иной меры может быть продлено, если будет установлено, что продолжение ее действия необходимо для предотвращения или устранения серьезного ущерба, и только в том случае, если данная отрасль адаптируется к изменяющимся условиям.

Первоначальный срок применения специальной защитной меры и ее продление в совокупности не могут превышать восьми лет.

Специальные защитные меры, действующие более одного года, должны постепенно смягчаться через регулярные промежутки времени в течение всего срока действия. Если действие специальной защитной меры будет продлено после первоначального периода, то такая мера должна будет продолжать смягчаться.

Любая мера продолжительностью более трех лет должна быть пересмотрена в середине ее применения, и при необходимости государство-член, применяющее эту меру, должно отменить ее или ускорить темпы ее смягчения.

В критических обстоятельствах, когда промедление может привести к сложноисправимому ущербу, могут быть введены предварительные меры. Такие меры должны применяться в виде повышенных тарифов, подлежащих возмещению, и могут действовать не более 200 дней. Кроме того, срок применения любой предварительной специальной защитной меры должен быть частью общего срока применения специальной защитной меры.

Повторное применение меры в отношении рассматриваемого товара ограничено Соглашением о защитных мерах. Обычно специальная защитная мера не может применяться повторно, пока не истечет период, равный продолжительности действия первоначальной специальной защитной меры, при условии, что перерыв между применениями меры составляет не менее двух лет.

Тем не менее, если срок действия новой специальной защитной меры составляет 180 дней или менее, она может применяться, если с даты введения первоначальной специальной защитной меры прошел один год и если в течение пяти лет, непосредственно предшествовавших дате введения новой специальной защитной меры, к товару не применялось более двух специальных защитных мер.

Уступки и другие обязательства

При применении специальной защитной меры член должен сохранять эквивалентный уровень уступок и других обязательств в отношении экспортирующих членов, затронутых мерой.

Для достижения этого приемлемые средства торговой компенсации могут быть согласованы между членами, затронутыми мерой, путем консультаций. В отсутствие такого соглашения пострадавшие экспортирующие государства-члены в индивидуальном порядке могут приостановить действие соответствующих уступок и других обязательств.

Право на ответные меры не может быть осуществлено в течение первых трех лет применения специальной защитной меры, если она принимается на основе увеличения импорта в абсолютных величинах или иным образом соответствует положениям Соглашения о защитных мерах.

Члены из развивающихся стран

Развивающиеся страны-члены пользуются специальным и дифференцированным режимом в отношении специальных защитных мер, которые к ним применяют другие члены ВТО, и при применении собственных мер.

Специальная защитная мера не применяется к небольшому объему импорта, исходящему из развивающихся стран-членов, т.е. в тех случаях, когда импорт продукции из одной развивающейся страны-члена составляет не более 3 процентов от общего объема импорта, а также если совокупный импорт продукции из всех развивающихся стран-членов не превышает 9 процентов от общего объема импорта.

Развивающиеся страны-члены могут продлить действие специальной защитной меры еще на два года сверх обычно разрешенного срока. Кроме того, для развивающихся стран-членов правила повторного применения защитных мер в отношении конкретного товара являются менее строгими.

Правила, регулирующие ранее существовавшие меры (до вступления ВТО в силу)

Ранее существовавшие меры, введенные в соответствии со статьей XIX ГАТТ, которые действовали на момент вступления в силу Соглашения о создании ВТО, должны быть отменены не позднее чем через восемь лет после их первого применения или через пять лет после вступления в силу Соглашения о создании ВТО, в зависимости от того, что наступит позднее.

Меры «серой зоны», которые действовали на момент вступления ВТО в силу, должны быть приведены в соответствие с Соглашением о защитных мерах или поэтапно отменены в течение четырех лет после вступления ВТО в силу (т.е. к 31 декабря 1998 года).

Несмотря на то, что все члены имели право сохранить одну меру, которую они должны были поэтапно отменить до 31 декабря 1999 года, ни один из членов кроме ЕС не воспользовался этой возможностью.

Наблюдение и контроль

В рамках действия многосторонней торговой системы контроль применения специальных защитных мер устанавливается на основе требований об уведомлении о мерах, а также путем создания Комитета по защитным мерам, которому поручено рассматривать уведомления.

Члены Комитета по защитным мерам обязаны уведомлять Комитет о возбуждении расследований в связи с наличием серьезного ущерба или угрозы ущерба, вызванных увеличением импорта, а также о решениях о применении или продлении действия специальных защитных мер.

Такие уведомления должны содержать информацию, на которой основаны принимаемые решения.

Перед применением или продлением действия специальной защитной меры члены должны предоставить возможность проведения консультаций с членами, интересы которых могут быть затронуты как у экспортеров рассматриваемой продукции. К целям таких консультаций относятся рассмотрение сложившейся ситуации, обмен мнениями о предлагаемых мерах и достижение понимания относительно сохранения соответствующих уровней уступок и обязательств

Нотификация о предварительных мерах должна быть представлена до того, как предварительная мера будет введена. Консультации по предварительным мерам должны быть начаты сразу же после введения таких мер.

Результаты консультаций, среднесрочных обзоров принятых мер, любых форм уступок и/или предлагаемого приостановления уступок должны быть незамедлительно доведены государством-членом до сведения Совета по торговле товарами через Комитет по защитным мерам.

Государства-члены обязаны уведомлять Комитет о законах, постановлениях и административных процедурах, а также о ранее существовавших мерах, предусмотренных статьей XIX и мерах серой зоны.

Члены  также имеют право на обжалование соответствующих законов и положений, действий или мер, существующих в других государствах-членах. Участники не обязаны раскрывать конфиденциальную информацию в своих уведомлениях.

Роль Комитета заключается в мониторинге (и представлении докладов и рекомендаций Совету по торговле товарами) за выполнением Соглашения о защитных мерах, рассмотрении уведомлений государств-членов, надзоре за соблюдением членами процедурных положений Соглашения о защитных мерах, оказанием помощи в проведении консультаций, рассмотрении предлагаемых ответных мер.

Консультации и споры, возникающие в связи с Соглашением о защитных мерах, должны проводиться в соответствии со статьями XXII и XXIII ГАТТ 1994 года и Договоренностью о правилах и процедурах разрешения споров ВТО.

  • Антидемпинговые меры

    Антидемпинговые меры широко используются для защиты внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции. Антидемпинговые меры вводятся преимущественно в виде антидемпинговых пошлин.
  • Ограничения экспорта и импорта

    Использование запретов и количественных ограничений экспорта и импорта в условиях членства в ВТО значительно усложнилось, но остается возможным.
  • Лицензирование

    Лицензирование применяется при экспорте и (или) импорте отдельных видов товаров, если в отношении этих товаров введены: количественные ограничения; исключительное право; разрешительный порядок.
  • Корректировка ставок таможенных пошлин

    Корректировка ставок ввозных таможенных пошлин позволяет снизить или повысить ставки таможенных пошлин, взимаемых при ввозе или вывозе товаров.
  • Арбитражные споры по вопросам ВТО

    В Российской Федерации в последние годы стала складываться практика рассмотрения в арбитражных судах дел об оспаривании действий и решений органов власти, противоречащих правилам ВТО.
  • Специальные защитные меры

    Специальная защитная мера применяется в отношении резко возросшего импорта на территорию ЕАЭС. Специальная защитная мера применяется в виде квоты или пошлины.

← Вернуться к списку услуг

Остались вопросы?

Заполните форму и наши специалисты свяжутся с вами

Новости

    27 января 2021

    ЕЭК рассмотрит предложение о введении пошлины на говядину в 27,5% в феврале.

    27 января 2021

    Кабмин уточнил размер вывозных пошлин на пшеницу, ячмень и кукурузу.

    27 января 2021

    Минпромторг допустил запрет экспорта лома из РФ при дальнейшем росте цен на арматуру.

  • Архив новостей